Версия для слабовидящих · Основной дизайн
;

Главная / Педагогам

Обогащение словарного запаса младших школьников

Обогащение словарного запаса младших школьников.

        Фундаментом развития связной речи учащихся является их словарный запас. Работа по формированию словарного запаса детей проходит более успешно, если при этом учитывать их ведущие каналы восприятия, систематически работать над развитием сопутствующих каналов восприятия информации и формировать способности перевода информации в другие системы. Данная работа строится в четыре этапа:

1-й этап – диагностика типов восприятия учащихся (наблюдения за детьми, задания для детей). 

2-й этап – адаптация речевого материала к ведущей системе восприятия учащихся: показываю и вижу (наглядный материал); говорю и слушаю (детям надо прослушать, повторить хором, рассказать);  делаю (выполнение двигательных упражнений). 

3-й этап – формирование способности перевода информации из одной системы в другую и развитие недостаточно развитых систем путем выполнения специальных упражнений. Это игры, зрительные и слуховые диктанты, специально подобранные физкультминутки, загадки.

4-й этап – диагностика уровня словарного запаса детей (итоговая и промежуточная) для корректировки проводимой работы.  

 

I  Упражнения для развития зрительного восприятия.

1. Зрительные диктанты: читаю строку два раза;  запоминаю;  записываю. 

2. «Слово в слове». 

3. Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из

данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. 

4. «Расколдуй слово»  ( гамазин –магазин, чекали – качели).

5. «Составь слово»

6. Кроссворды

7. Шарады  и др.

 

II Упражнения для развития слухового восприятия.

1.   Слуховые диктанты.

2. «Кто запомнит самое длинное предложение». 

3. «Снежный ком». Называются слова на заданную тему. 

4. «Считаем буквы». Называется слово и порядковый номер любой буквы этого слова, дети записывают букву. Из записанных букв составляют слова.

 

III  Упражнения для развития кинестетического восприятия.

1. Изображение слова с помощью пантомимы.

2. Простукивание ритмического рисунка слова.

3. «Рассказывание руками», по телефону, по радио и т.д.

4. Запись слов в воздухе (игра «Угадай слово»).

5. Рассказывание с заданием передать мимикой и жестами разное  физическое и эмоциональное состояние (холодно, больно, грустно) и др.

 

Формы организации учебной и внеклассной работы: комбинированные и нестандартные логопедические занятия, викторины, интеллектуальные игры «Логопедическая игротека»,  «Логопедический марафон»  и т.д.

  

В результате такой работы появляется интерес к урокам русского языка, расширяется словарный запас учащихся, улучшается их устная и письменная речь. Увеличивается количество детей, одинаково хорошо воспринимающих разные виды информации, у них повышается способность к обучению.

Уч-логопед  Вашко Т.П.